Влияние сульфатированных гликозаминогликанов на заживление дефектов костной ткани
Влияние сульфатированных гликозаминогликанов на заживление дефектов костной ткани
Время и полноценность замещения дефекта костной ткани при проведении пластических операций с использованием материалов биологической природы складывается из двух составляющих: состояния реципиентного ложа и свойств имплантата. Общепринятыми являются два механизма воздействия имплантируемого материала на процессы регенерации костной ткани: 1) имплантаты играют роль остова для прорастания сосудов и клеток из костного ложа (остеокондукция); 2) воздействуя на клетки предшественники, стимулируют их пролиферацию и дифференцировку в остеогенные клетки (остеоиндукция). В настоящее время нами проводятся исследования влияния сульфатированных гликозаминогликанов (сГАГ) на процессы регенерации костной ткани. Мнения об эффективности использования сГАГ для стимуляции регенерации костной ткани различны, однако то, что сГАГ играют важную роль в процессе формирования соединительной ткани известны и не вызывают сомнений. Усилиями фирмы «Конектбиофарм» с тканевым банком ЦИТО был разработан биокомпозиционный материал, состоящий из очищенной от миелоидного компонента и неколлагенновых белков костной ткани и импрегнированных сГАГ, в виде гранул и блоков. В рамках исследования этого материала была проведена серия опытов, в которых сравнивали процессы восстановления кости при имплантации «Остеоматрикса» и, наиболее часто используемого для замещения костных дефектов, материала - губчато-кортикальных аллоимплантатов.
Материалы и методы.
Экспериментальное исследование проведено на 20 кроликах, которых разделили на 2 группы. Первой опытной группе (10 животных) сегментарный дефект лучевой кости размером
Результаты.
Через 3 месяца после операции в опытах с имплантацией «Остеоматрикса» дефект был заполнен новообразованной губчатой костной тканью, в которой частично сохраняется хрящевая сердцевина. Отмечены участки остеоида на поверхности костных балок, что указывает на их активный аппозиционный рост. На периферии костного дефекта обнаружены остатки имплантированного материала. В контрольной серии с имплантацией аллогенной кости к этому сроку перестройка имплантата выражена намного слабее, происходит, преимущественно, по поверхности и по сосудистым каналам аллоимплантата. Участки хрящевой ткани отсутствуют.
Выводы.
Сравнивая результаты, полученные через три месяца после имплантации «Остеоматрикса», содержащего сГАГ, и аллоимплантатов из тазовых костей можно сказать, что перестройка «Остеоматрикса» проходит более активно по сравнению с губчато-кортикальными имплантатами без сГАГ. Восстановление костной ткани под воздействием «Остеоматрикса» происходит через стадию энхондрального окостенения на фоне повышенной функциональной, активности костных клеток.